Понедельник, 13.05.2024
Обследование устройств котельных
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2018 » Август » 7 » «Если Правительство будет заинтересовано, нужные изменения займут несколько недель»
03:36
«Если Правительство будет заинтересовано, нужные изменения займут несколько недель»
-->

Виктор Орлов, Председатель Комитета Совета Федерации РФ по природным ресурсам и охране окружающей среды станет одним из ключевых фигур на конференции «Проблемы земельных отношений в недропользовании». Виктор Петрович выступит с докладом о разработанном в Комитете механизме быстрого доступа к недрам, когда при получении лицензии на разработку недр компании одновременно смогли  бы  получить земельный отвод. На конференции В.П. Орлов проведет брифинг для журналистов и примет активное участие в обсуждении актуальных вопросов недропользования. В настоящем интервью Виктор Петрович поделился основными вопросами по теме Законопроекта.

-Какие проблемы с законодательством возникают при вводе в эксплуатацию новых месторождений?


-Наше природно-ресурсное законодательство базируется на различных концептуальных подходах. В чем различия? Земля находится как в государственной собственности, в том числе федеральной и региональной, так и муниципальной и частной, а недра – исключительной в государственной собственности. Но доступ к недрам возможен только через использование земли. Что такое недра? Недра – это то, что лежит, как правило, от поверхности глубже 5 метров. Этот пятиметровый слой земли, можно сказать, перекрывает доступ к недрам, к основному богатству России, сырью для перерабатывающей промышленности, и при этом, к основному налоговому источнику государственного бюджета, основному поставщику рабочих мест. Но, представьте себе, участок недр, который требует геологического изучения и отработки, сверху закрыт частными землями. Стоит отметить, что в стране сегодня в таких нефте-газононосных регионах — в Поволжье, Ставрополье, Кубани, Ростовской области, Краснодарском крае таких частных земель насчитывается 70 %. Кроме того, на сегодняшний день 1150 месторождений находятся на территории недавно сформированных заповедников, запасников…


Обычно участок земли, который подлежит изучению, простирается на несколько гектаров, которые поделены между несколькими владельцами. Собственник, конечно, каким то образом использует эти земли, к примеру, под сельскохозяйственные угодья. Возникает вопрос – как владельцу лицензий получить доступ к изучению и разработке недр? На стыке этих законодательств (гражданского, земельного о недрах) возникают противоречия. Прежде чем выдать лицензию, надо получить согласие собственника земли на проведение геолого-разведочных работ. Представьте, что компания получила лицензию на пять лет, а она три года не может уговорить землевладельца.

Это огромные убытки, а через пять лет государство эту лицензию забирает, так как нет результата. Вот тут возникает проблема, так как действующий Земельный кодекс РФ не предусматривает способа вывода земель из оборота на время, к примеру, на 20 лет. Нужно найти этот механизм и при этом сделать это с минимальным ущербом для собственника, и понять, как выстроить эти отношения между государством и собственником на перспективу. Так получилось, что мы перекрыли Земельным кодексом, который ввел институт частной собственности на землю, доступ к государственным недрам.


— Вероятно, из-за отсутствия такого проработанного механизма, возникают и другие проблемы с землепользованием, не связанные с разработкой недр?


— Безусловно. Подобные проблемы возникают не только при вопросе геологоразведки или разработки месторождений, но и, к примеру, при прокладке газопровода для газификации районного центра и при обеспечении горожан питьевой водой. На сегодняшний день москвичи пьют воду из открытых источников, но уже 20 лет существует проблема об обеспечении горожан водой из защищенных водозаборов. С этой целью нужно использовать месторождения подземных вод и такие источники питьевой воды уже известны, но они находятся в 50-100 км от Москвы. Нужно будет проводить водоводы в будущем, так как просто необходимо, чтобы такой мегаполис как Москва имел альтернативные источники питьевой воды. Но попробуйте провести эти водопроводные сети, ведь нужно получить земельный отвод, но кто его даст? Ведь это же нужно землю выкупать!

Представьте, что компания получила лицензию на пять лет, а она три года не может уговорить землевладельца.


-А кто определяет цену выкупа в таких случаях?


-Механизма оценки земель не существует. Владелец одного гектара может поднять цену, равную стоимости всего водопровода. Также может поступить собственник земли, которую он заведомо купил, зная, что там находятся месторождения. Ведь информация об этом находится в свободном доступе. И таких случаев много. При этом закон находится на стороне собственника.


-Некоторые компании заинтересованы в декларативном отводе земли, у нас в законодательстве возможен такой механизм?


-У нас нет. В западных странах компании ведут разработки там, где захотят. Компании декларируют, что им нужен именно этот кусок земли. У нас по-другому, у нас государство определяет, где надо вести поисковые, разведочные или эксплуатационные работы. Есть специальная программа лицензирования недр, и она включает те участки, которые необходимы именно государству. У нас государство декларирует необходимость отнесения тех или иных земель в ту или иную форму, в зависимости от того попало это в программу лицензирования или нет. Государство имеет программу долгосрочного изучения недр до 2025-2030 года и оно просматривает перспективу где, когда и в каком объеме нужно вести работы. Соответственно эти участки недр должны быть заранее зарезервированы и отнесены в определенную категорию земли.


-Существуют ли попытки сформировать механизм отвода земли в российском законодательстве?


-Мы выступили с инициативой разработать такой механизм доступа с учетом действующего законодательства с соответствующими дополнениями. Возникло понятие ввести категорию «земель государственного фонда недр». Раньше, когда была государственная собственность на землю, такой проблемы не возникало. Сегодня у нас есть земли различных категорий – земли сельскохозяйственного, промышленного, лесного назначений, а также водопокрытые земли. Мы предлагаем ввести еще одну категорию, чтобы, участок, где находится месторождение, определить под категорию земли государственного фонда недр, так, чтобы не было попыток передать его в частные руки. Та же где земля уже распределена и находится в собственности, нужно ввести понятие аренды на период эксплуатации.


Вообще последовательность доступа к недрам состоит в нескольких стадиях. Это геологическое изучение, прокладка сейсмических профилей, бурение скважины – на это время землю нужно брать в аренду года на 2-3. А подъезд к этой земле оформить в виде сервитута. Сервитут – это доступ, право прохода через эти земли или провода коммуникаций. Если же имеется месторождение, то следует оформлять аренду на 20-30 лет. В этом случае нужно предусмотреть механизм выкупа, оценки.


Я выступал еще до принятия существующего Земельного кодекса с инициативой, что оценку и кадастрирование земель, нужно производить с учетом богатства недр. При этом независимо от размера объекта, от вида ископаемых, это может быть очень дефицитные сейчас и песок, и гравий, и щебенка. А ведь все потенциальные месторождения были ранее зафиксированы геологами на картах. Но, к сожалению, в оценке земель при принятии Земельного кодекса, это не было учтено. Теперь же частник, используя этот момент, ставит препоны при отводе земель. Мы предлагаем в законопроекте производить оценку земли, где уже открыты месторождения, по оценке прилегающих земель, так чтобы собственник земли не набивал себе цену за счет богатства государства. Законопроект уже подготовлен и будет вынесен на обсуждение. Изучение и разработку же недр нужно отнести к государственным нуждам. Сегодня в законе это не прописано. До тех пор пока полезные ископаемые не извлечены из недр, они являются государственной собственностью, независимо от того кто владеет лицензией на их разработку частная или иностранная компания. При этом нужно сделать так, чтобы одновременно с получением лицензии, компании получали земельный отвод.


-Какой требуется срок, чтобы принять этот закон?


-В лучшем случае год, но если Правительство РФ будет заинтересовано, потребуется несколько недель. Собственник земли неохотно пойдет на принятие закона, так как ему придется отказаться от доступного способа получения ренты. Но это нужно государству. Ведь процесс распределения собственности на землю идет постоянно. И поэтому надо успеть, хотя в некоторых районах мы уже опоздали.

Надеюсь, что в ходе конференции «Проблемы земельных отношений в недропользовании», мы сможем обсудить другие любые случаи, которые помогут нам доработать законопроект. Мы хотим послушать любые варианты решения проблемы от всех заинтересованных сторон, чтобы сформировать наиболее полное понимание темы . Мы не спешим с выходом закона, так как после конференции мы сможем внести в него все корректировки.


Интервью: Ульяна Ольховская

Просмотров: 188 | Добавил: anymin1978 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz